Администрация
Чупинского городского поселения
  • Администрация Чупинского городского поселения
  • 186670, РК, Лоухский р-н, п.Чупа, ул.Коргуева, д.7А
  • (81439) 3-12-56
  • (81439) 3-12-56
  • chupaspec4@yandex.ru
Случайное фото
Главная страница / О поселении / Чупа средневековая

Чупа средневековая

Источники Соловецкого монастыря.

".... В актах Соловецкого монастыря 1520 года от 12 октября имеется купчая Семёна Андреева, сына Худокуя на угодья по реке Керети, проданные Василию Родионову-Синице. «… в Керети реки промеж волощане куда топор ходил и коса, и с пешьшими и с водяными угодьи. А взял есми у Василия у Синицы на своём посильи сорок алтын денег московским числом». Там же имеется купчая от четвёртого октября 1540 года Ивана Маковеева, сына Чукчи на угодья в Чупе, проданные Логину, сыну Цветнову.

 

«В Керетской же волости погостишко Чупа и Чупской губы над ручьем, а на погостье дворы тяглые (1574г.). Всего в Чупе 7 дворов, а людей -10 человек»...."

 

По материалам исследования Игумена Митрофана (Боданина) 2007 год, исследователя подвижнечества Преподобного Варлаама Керетского (О Варлааме Керетском можно узнать по ссылке >>> ).

 

"...Если посмотреть на современную карту, в двадцати верстах от Керети, в глубине Чупской губе ныне находится поселок Чупа. Однако надо сразу оговориться: "теперешний поселок Чупа - новый, он не связан с древнейшей волосткой Чупой". Современный поселок Чупа возник в 1916 году, в связи со строительством Мурманской железной дороги. Во времена Варлаама здесь были "Керетцкой волости отхожие дворы", то есть выселки, отдельные дворы людей, поселившихся в стороне от основного Керетского поселения. Впоследствии и запись : " Поселка в губе Чупа никакого нет".
Та "древнейшая волостка Чупа", скорее всего, находилась ближе к вершине Чупской губы, в районе устья ручья, в настоящее время носящего название Средний. Ясно, что это не историческое название: оно дано ручью недавно, так сказать "на скорую руку". Составители жития преподобного Варлаама, изданного в 1908 году, видимо, имея каие-то нам неизвестные материалы, указывают на, якобы, "впадающую в Чупскую губу реку Чаваньгу ( или Чеваньгу ),вытекающую из Чупского ( или Чуповского ) озера". Но при этом местом нахождения Чупской губы указывают Терский берег Белого моря, что на Кольском полуострове, чем вносят в свое сообщение полную путанницу. Если же отбросить эту последнюю неточность, можно предположить, что упомянутая "Чеваньга" и есть древнее название ручья, у которого расположилась "волостка Чупа в Чупской губе над ручьем".

 


Чудесным образом сохранилось документальное описание этого места пребывания Варлаама в Керетские пределы, была составленна опись этих мест. В Писцовой книге 1563 года сообщается, что "в Чупской губе над ручьем волстка Чупа, а в ней погост, на погосте часовня, а у нее дьячек". Мы не знаем, кто был этот упомянутый при часовне "дьячек". Возможно это и есть Варлаам Керетский, но в таком случае эта информация свидетельствует о лишении Варлаама священного сана, и мы имеем удивительное историческое свидетельство о его жизни в Чупской губе в это время. Во всяком случае, из предания известно, что именно Варлаам "при Чупской губе поставил часовню".
"И в той губе, невдалеке от берега избрав место, поставил себе келью малу, и вселился в нее, труждашеся в пустынных озлоблениях, глад и жажду и наготу терпяще, зверьми лютыми и бесовскими страшилищами устрашаем, и терпяще многажды от лопи, коя от зверей ничемже не разнится, приходящей и грозящей блаженному, да бежит от места сего, с тем же прещением и стрелы их, коими хотяху убити его. Он же, терпяще во бдении, и в молитвах, и славословиях день и ночь пребывая, в плаче и слезах, и содрогании сердечнем сотрясаясь по вся часы, во умилении и в страхе, и в памяти смертней".
Спустя еще 12 лет эти места вновь были описаны в "Поморских писцовых книгах 1575 года". "В волости Керети, что на реке Кереть" к тому времени служил уже белый "поп Микула,да черной пономарь старец Парфирей".
Что же касается "погостишка Чупы в Чупской губе над ручьем", то дворов и людей там явно поубавилось, а про "часовне на погосте и дьячка" при ней уже неупоминается. Конечно, это не есть свидетельство их отсутствия вообще, - скорее, речь идет об общем запустении этих мест, и соответсвенно, о падении интереса к нему у сборщиков царских податей. Причина такой перемены в жизни вскользь упоминается в том же документе: "а запустели те дворы от Босоргина правежу и от голоду". (Басаргин правеж - опричный погром беломорья) 
Всему этому есть достаточно ясное историческое объяснение. Ко времени описываемых событий, к концу 16 века, Керетская волость, это некогда обширное и богатейшее поморское поселение, пришло в крайний упадок. В самих же Чупинских выселках, судя по всему, вообще уже никто не селился.
Такая печальная ситуация, наступившая на Поморье в 90-х годах 16 столетия, имеет вполне конкретную причину. "7098, Сентября в 7 день (в 1589 год),грех наших ради, приходили немецкие люди рекою Ковдою к морю на поморские места в волость Ковду, а из Ковды в волость Умбу, а из Умбы в волость Кереть и в иные мелкие волости заморские. И те волости повоевали, церкви и дворы пожгли и людей побили, и, воевав, пошли Кемью рекою вверх. А приходило тех немецких людей 700 человек".

 

Руководил тем походом  Пекка Весайнен - историческая личность, весьма популярная в Финляндии. Он хорошо известен каждому финну как борец за независимость и национальный герой. Известно и его второе имя - Юхо (Juho), под которым он описан в посвященном ему романе известного финского историка Сантер Ивало. Пекка родился около 1550 года и жил на хуторе Весала, недалеко от Оулу. Он же возглавлял разбойное войско.

 

Отношение к русским у финских поселенцев Остборнии характеризовалось понятием "vanhanvihan" - застарелая злоба. Не дожидаясь формирования регулярного шведско - финского войска и обьявления войны Весайнен с весны 1589 года начал личные боевые действия - кровавые рейды по селениям Белого моря. Безнаказанно разоряя их. Тогда же были уничтожены и Чупинские выселки, Кандалакшский и Трифоно-Печенгский монастыри.

 

В декабре 1589 года Пекка Весайнен был зарезан одним из пленных русских, а регулярное русское войско вышедшее на защиту Беломорья уничтожило его столицу и родственников.

 

В январе 1590 года уже регулярное шведское войско вторглось в беломорье, разаряя и сжигая все на своем пути. И вновь Керетские пределы были преданы огню и разорению. И по всей видимости Керетский деревенский погост и кладбище были единственным "процветающим местом" среди всеобщего разорения. Разоренные жители вернулись в Кереть. Чупа к сожалению так и не восстановилась до начала 20-го столетия.

Дата изменения информации: 04.10.2016 10:45

Поиск
Голосование
Ваш любимый цвет

Контакты

Администрация Чупинского городского поселения

  • 186670, РК, Лоухский р-н, п.Чупа, ул.Коргуева, д.7А
  • (81439) 3-12-56
  • (81439) 3-12-56
  • chupaspec4@yandex.ru

Связаться с разработчиком сайта