Администрация
Чупинского городского поселения
  • Администрация Чупинского городского поселения
  • 186670, РК, Лоухский р-н, п.Чупа, ул.Коргуева, д.7А
  • (81439) 3-12-56
  • (81439) 3-12-56
  • chupaspec4@yandex.ru
Случайное фото
Главная страница / О поселении / Чупа нового времени

Чупа нового времени

Как мы уже узнали из предыдущего раздела (Чупа  средневековая) , старая Чупа на рубеже 16- го – 17 –го веков, находившаяся у ручья Средний в вершине Чупинской губы Кандалакшского залива Белого моря,  после Басаргина Правежа и череды финско - русско-шведских войн , пришла в запустение  и по всей видимости , в связи , с отсутствием  летописных и документальных упоминаний вовсе прекратила свое существование.

До тех пор пока…. Пока в веке 20-м Российская империя не приняла решение о постройке «Мурманской железной дороги».

 

Мурманская железная дорога.

 

"Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соединении его рельсовым путем с внутренней Россией. Только так возможна надлежащим образом эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тогда служить для местного населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной деятельности.
С открытием постоянного сообщения с внутренними рынками добыча рыбы, без сомнения, увеличится во много раз, и рыбные продукты, представляя собою здоровую и питательную пищу, могли бы находить обширный сбыт среди населения внутренних губерний.
Кроме того, железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути". Эльгергард. 
Тем не менее толчком к строительству дороги послужила Первая мировая война , в которую Россия вступила в1914-м году. 

Проблема снабжения стройки, кроме условий военного времени, осложнялась еще и тем, что трасса проходила по практически безлюдной и неосвоенной области Архангельской губернии. Почти все население жило в прибрежной зоне, внутренняя территория была лишена сухопутных дорог, речное судоходство отсутствовало, а связь с внешним миром осуществлялась только по морю. Ближайшие порты и железнодорожные узлы – Санкт-Петербург (Петроград), станция Званка Олонецкой железной дороги, железнодорожный перегон Улеаборг-Сердоболь (современная Сортавала) – отстояли от Петрозаводска на 300-400 верст. Еще дальше располагался Архангельск, не говоря уже о Вологде и Котласе. На западном же берегу Белого моря, вдоль которого пролегла трасса, не имелось ни одного порта, оборудованного для приема морских судов.

 

В этой сложнейшей ситуации опять же впервые в практике отечественного железнодорожного строительства были разработаны смешанные и поэтапные схемы доставки грузов по принципу "море-река-трасса" с несколькими перегрузками или "море-трасса". Одновременно с прокладкой пути началось обустройство портов в нескольких узловых пунктах – в Сороке, Кеми, Кандалакше, Чупе и на Мурмане.

 

На южном участке от станции Сорока провели железнодорожную ветку к пристани на берег Сорокской бухты, куда могли подходить только небольшие суда с малой осадкой. Для приема морских судов от станции Сорока по берегу пришлось прокладывать ветку длиной в 6 верст до Раз-Наволока, где оборудовали морской порт с молом длиной около 250 сажен, эстакадой и кранами. В результате в местной бухте смогли швартоваться морские суда с осадкой до 16 футов (около 5 метров). В Кемском порту соорудили эстакаду, причалы и от станции Кемь протянули узкоколейку длиной около 9 верст до острова Попова, где затем разместили основные службы железной дороги8.
Железнодорожными ветками были соединены с трассой и другие пункты, узловые с точки зрения доставки грузов: Чупа,  Княжая,  Хибины.

 

Мурман только значился конечной станцией трассы – в действительности он представлял собой голое место, где пришлось проектировать и строить новый город. Сам город, порт и непосредственно станцию – Романов-на-Мурмане (современный Мурманск) – заложили 21 сентября 1916 года. Под все это было отведено две тысячи квадратных десятин казенной земли10.

 

Привлечение вербованных рабочих, с которыми заключался контракт и которым оплачивался проезд до места работы, обходилось недешево. Поэтому руководство решило привлечь к работе военнопленных. Первую группу пленных – 8100 человек, в основном славянского происхождения – привезли из западносибирских концентрационных лагерей военнопленных в начале 1915 года на строительство линии Петрозаводск - Сорокская бухта. Во второй половине лета к ним добавились еще 2100 человек. Содержались они вполне сносно, жили в бараках и палатках, обеспечивались "климатической одеждой". "Полку военнопленных" заметно прибыло после весеннего наступления русских войск в 1916 году – на участок трассы Петрозаводск - Мурман поступил 25-тысячный "контингент" немцев и мадьяр. По мере завершения строительства отдельных участков наемных рабочих и военнопленных заменяли бойцами сводного батальона военного ведомства, состоящего из шести военно-рабочих рот. Они привлекались для обеспечения "срочных перевозок грузов чрезвычайного военного значения". С мая 1916 года трассу стали "обживать" два железнодорожных батальона, в обязанности которых входили уже чисто профессиональные функции – обеспечение службы временного движения, тяги, телеграфной связи, кондукторского надзора и тому подобное.
Небезынтересно также и то, что работы на трассе велись круглосуточно, даже в условиях полярной ночи, когда возводимые объекты освещали факелами и кострами.

 

***

 

…И Мурманская железная дорога была построена в срок. После укладки последних рельсов в районе современной станции Энгозеро 3 ноября 1916 года по всей трассе открылось сквозное движение поездов. Однако законченным считался только первый этап работы: проложенный путь и сооруженные из дерева инженерные постройки числились в категории временных, и по проекту их следовало заменить капитальными. Вскоре на отдельных участках начались работы второго этапа. Сложный профиль дороги с обилием крутых поворотов, в два раза ограничивающий проектную скорость прохождения составов, приводился к стандарту магистрального пути: деревянные мосты заменяли стальными, каменными или железобетонными, оборудовались постоянные и запасные пункты водоснабжения, на крупных узловых станциях возводились депо и ремонтные мастерские, увеличивалось число станций. Уже к 1 марту 1917 года пропускная способность Мурмана увеличилась до 200, а

 

1.Государственный архив Архангельской области. Ф. 1, оп. 9, д. 587, л. 62.
2. Мурманская железная дорога. Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. Пг., 1916. С. 15-16.

 

Основываясь на этих данных годом основания Чупы можно считать 1916-й , точную дату можно было бы узнать в архивах РЖД.

 

Воспоминания.
Из воспоминаний о поселке Чупа Власова П.З.
«…Приехали мы в Чупу в 1918 году. В это время строилась железная дорога, обслуживание железной дороги началось в 1916 году, было построено несколько железнодорожных домов. Когда приехали, на месте поселка Чупа был непроходимый лес. Работали на железной дороге. Начальником строительства был Карганов Иван Игнатьевич. На квартире у нас жил мастер фин Римпель. Под его руководством была построена площадка для камней на пристани. На строительстве железной дороги работали китайцы и военнопленные из Германии. 
В 1918 году были английские войска.
Люди даже не верили, как это будет железная дорога и паровозы, С 1920-23 г.г. образовался леспромхоз. Жизнь строителей была очень тяжелой. Разработки камня происходили вручную. Возили в больших лодках на веслах. Разгружали из лодок лебедкой при помощи рукоятки. В 1923 году образовался Карелгранит. 2 мая 1922 г. -  В Лоухском районе вступили в строй Чупинские горные разработки месторождений кварца и полевого шпата. С данной даты ведёт свою историю ЗАО «Чупинский ГОК».
С поялением железной дороги появились и жители поселка Чупа, которые работали на сплаве, на погрузке камней...»

Тогда и начался новый этап развития старых Чупинских выселок. Поселок у железной дороги получил названия Чупа – станция, поселок у пристани на побережье Белого моря Чупа- пристань, их разделяло 4 км. Этап нового времени начался.

По данным Архангельского губернского продовольственного комитета, в ноябре 1918 года в Керетской волости Кемского уезда проживало 2356 жителей обоего пола. Плотность населения составляла на версту – 0,4 человека. Площадь села Кереть была 327,8 десятин земли, 139 дворов, жителей обоего пола 448 человек (Пулонгский – 26 десятин земли, 5 дворов, 31 житель), рабочего скота – 81, нерабочего скота – 938, одна школа, три кооператива, санитарный пункт, церковь, почтово-телеграфное отделение.
Шли годы. В 1935 году в Керети проживал 1121 житель. В этот же период в Чупе проживало 1228 жителей, в посёлке Лоухи – 396 человек. Было около 300 домов, улицы были покрыты досками, дома двухэтажные, двухъярусные амбары с огромными колёсами – воротами для поднятия клади.

1922-й – 1930-й год , годы первого советского строительства , Чупа станция пополняется различными переселенцами желающими работать на железной дороге и предприятиях спутниках, в этот период в северную Карелию в большом количестве пребывают граждане Финляндии , опрометчиво поверившие в строительство новой жизни в революционной России и создание «Красной Финской республики», украинцы, белорусы, жители центральных областей России, бывшие вербованные строители ж.д. дороги - китайцы, знали бы они какой Молох  потрясений их ждет….

Уже в конце 20-х годов Чупа  становится местом ссылки и заключения, в поселке Чупа – Пристань образуется лагпункт подчиненный, УСЛОН (Управлению Соловецкими лагерями особого назначения).  Другой лагерь , как это не парадоксально, находился в конце Чупинского залива у ручья Средний, место нахождения Чупинских выселок (Средневековой Чупы) разоренной в 16-м веке и по всей видимости прекратившей свое существование по запустению. Рядом с тем местом, где согласно исследованиям игумена Митрофана Боданина , в конце 16-го века, нашел свое последнее земное пристанище покровитель моряков и рыбаков Преподобный Варлаам Керетский.

В последствии причисленный к лику Святых,  новомученник Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), епископ Ковровский родился 2 июля 1887 года в с.Царевка , пишет в своих воспоминаниях:

«….За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским — 3 года Соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма — май 1927 г. Соловецкие лагеря — Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож.
Арестован 23 декабря 1929 г. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г. Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г. Болел сыпным тифом в январе — феврале 1930 г. В Соловецких лагерях по приговору июнь 1927 г. — 2 января 1930 г. Без приговора сверх срока — 2 января — 23 февраля 1930 г.»

Горькие слова, но именно так начиналась Советская Чупа. 
«…Кармурлаг или Камурлаг – Карело-мурманские лагеря ОГПУ. Подчинялись СКИТЛ. Организованы в начале 30-х гг. Лесоповал; рыбный промысел. Адм. центр – Кемь. Первые заключенные привезены с Соловецких островов…»

А в это же время так же организовывался рыбколхоз, расширился леспромхоз, по лесам ходили партии геологов, разведывая залежи пегматитов и слюды, расширялась железная дорога, появляется школа. Чупа строит социализм и модернизирует железную дорогу. 1935 год.10 лет Карело-Финской АССР.
«…Проведены большие работы по благоустройству - древонасаждения, постройки новых заборов, канав, приведение в культурный вид рабочих и колхозных домов, открытие новых культурных объектов: Пудож - звуковое кино, Лоухский р-н, Чупа - красный уголок, организовано показательное общежитие, в Чупе-пристань - достроен Дом социалистической культуры.»  (Нац. Архив РК).

И тут же совсем скоро в 1937 . 
Выписка из «Книги памяти» 
«…Ермак Савва Герасимович, 1907 г. р., место рождения: д. Редковичи, Любанский р-н, БССР, белорус, бывш. член ВКП(б), зав. домом культуры на Чупа-пристани. Проживал на ст. Чупа Лоухского района. Арестован 04.11.1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР от 09.12.1937 г. осужден по ст. 58-1а-2-10-11. Расстрелян 11.12.1937 г. в окрестностях г. Петрозаводск. Реабилитирован Военным трибуналом Северного военного округа 05.01.1960 г.» - вот так в 1935-м построили дом социалистической  культуры, а в 1937 расстреляли первого революционного заведующего, как бело-финского шпиона.

«…Пирогов Василий Павлович, 1905 г. р., место рождения: г. Шом-си, Китай, китаец, беспартийный, бухгалтер. Проживал в д. Чупа Лоухского района. Арестован 15.12.1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР от 27.01.1938 г. осужден по ст. 58-6-9-10. Расстрелян 09.02.1938 г. в окрестностях г. Петрозаводск. Реабилитирован Верховным Судом СССР 24.02.1959 г.» - какими путями привело в Чупу  в 10 лет на стройку Мурманской железной  дороги Василия Павловича, в последствии в 23 года скромного Китайского бухгалтера с подозрительно не китайской метрикой из города Шом-Си, что бы сгинуть в Карельской тайге как японскому шпиону.

Весь Чупинский мартитолог составляет более 70-ти человек, Керетский более 50-ти , это только 1937 – 1938 годы, получается что, каждый 15-й житель Чупы был расстрелян , а в последствии реабилитирован. А другие года? Жуткая спираль репрессий  ломки человеческих судеб. В этом горне плавились и ломались судьбы всех наций без разбора.  Русских, белорусов, украинцев, поморов, карелов, финнов и многих других. А впереди была Финская военная компания и Великая отечественная война.

Лагеря продолжали работать, только подчинение было Белбалтлагу, все силы были и энергия брошены на обеспечение работы Беломоро-Балтийского канала и фарфоровой промышленности, стране развивающей энергетику по плану ГОЭЛРО нужны были хорошие электроизоляторы и лес.

1941-й Война. Наступление на Кестеньгском направлении эсесовской дивизии «Эдельвейс» стремящейся перерезать тонкую нитку теперь уже Кировской железной дороги было остановлено в нескольких километрах от Лоух и Чупы. Заключенных, как не благонадежных перевели в центральные области нашей необъятной страны и судьба многих из них неизвестна. А все старинные карельские деревни находящиеся между Белым морем и Финской границей были выжжены отступающими частями Красной армии, чтобы лишить врага опорных баз, население эвакуировали в Чупу. В этот период Чупа – Пристань, и Чупа – Станция (тогда еще разные поселки) оказались практически на передовой и жители отдавали все силы на помощь фронту. Мужчины ушли на фронт, а в забои шахт, за руль судов и в рыболовецкие артели встали женщины и дети.

О войне из первых уст Мы можем узнать из чудом сохранившихся комментариев к фотоальбому безвестного автора (по всей видимости старшего школьника в тот период) в честь семилетки 50-х годов.

«…В 1941 году началась Великая Отечественная война. Враги не оставили в стороне и нашу Карелию. Но в Чупу они не прорвались. В начале войны население было эвакуировано в Архангельскую область. Эвакуация проходила в ноябре месяце.
С развязыванием войны в Лоухах началась постройка аэродрома. Этот аэродром построен силами детей, стариков и домохозяек. Мужчины на постройке аэродрома участия почти не принимали, т.к. все были мобилизованы на фронт. Но, несмотря на то, что мужских рук было очень мало, работа в поселке не прекращалась. Женщины занимались заготовкой дров для топки паровозов, ловлей рыбы и т.д. 
Правда, первое время войны не работали шахты и рудники. Рудники начали работать с января 1942 года. В шахтах также работали женщины.
Все работали усиленными темпами. Создавались бригады, которые вступали между собой в соревнования. Все население всеми силами помогали фронту: собирали теплую одежду, вязали рукавицы и носки; девушки обвязывали бойцам носовые платочки, вышивали кисеты. Все эти подарки высылали на фронт.
В Чупе и Лоухах были организованы истребительные батальоны, в них входили все те, кто мог чем-либо помочь народу. Они патрулировали по поселкам, проверяли документы.
В Чупе 2 года находился районный центр. Райком размещался в доме № 6 по ул. Слюдяная. Райком комсомола - ул. Советская дом 61. Суд прокурора - за речкой. Райторготдел - в доме № 63 по ул. Советская.
Больших налетов на Чупу не было. Сбрасывали 2 бомбы на баржу, но безрезультатно. 
4 незначительные бомбы сбросили на поселок, но жертв ни населению, ни помещениям они не принесли.
Но Лоухи очень бомбили. Весь поселок был сожжен. Осталось лишь незначительное количество домов. Район Кестеньги был оккупирован, население было эвакуировано.
Врагами был сожжен лесозавод. На станции Кереть был сожжен вражескими самолетами эшелон с бензином.
Но население не падало духом. Всеми силами помогали фронту. Не была в стороне и школа. В 1941 году школа была закрыта, учить было некого и учиться некому.
В 1942 году школа уже работала. Насчитывалось около 300 учащихся. Учиться было трудно, столового пайка не хватало, у большинства не было теплой зимней одежды. 
Но никто не хныкал, не жаловался на трудности. Во время войны особенно был нужен металлолом, поэтому ни один ученик не мог пройти мимо  валяющейся консервной банки, не прихватив ее.
В 1943 году был разработан пришкольный участок силами учащихся и учеников. Ни лошадей, ни машин не выделяли, навоз возили на санках из конюшни ранним утром, пока был наст, из лесу таскали жерди.
В школе была создана дружина из учащихся старших классов, которая во время воздушных налетов руководила эвакуацией учащихся из школы, дежурили на постах, чтобы в случае, если сбросят зажигательные бомбы, вовремя принять необходимые меры.
Если тревога была объявлена заранее, до появления вражеских самолетов, все учащиеся под руководством учителя и дружинников быстро уходили в лес. Но случалось и так, что гудят сирены, объявляя тревогу, и уже слышится рев моторов в воздухе. В таких случаях учащиеся забирались под парты, а учитель под стол, чтобы уберечься от пулеметной очереди. Накануне праздников на общешкольном собрании избиралась делегация для поездки на фронт к шефам. 
В школу часто приезжали гости с передовых позиций, рассказывали о фронтовой жизни. Нашими шефами были бойцы из батальона капитана Юсупова. Все бойцы этого батальона проявляли мужество, героизм в боях с белофиннами, в батальоне не было ни одного не награжденного бойца.
Учащиеся показывали им небольшие концерты. Школьные вечера устраивались самими учащимися, на вечера приглашали учителей. Таким образом, школьная жизнь не останавливалась.
С питанием было не очень туго. Население ловило рыбу, собирали ягоды и грибы. Мяса было очень мало. Все продукты отправлялись к бойцам на фронт.
Все это было необходимо для победы над врагом, для мира во всем мире. И люди, от мало до велика, отдавали все свои знания, всю свою энергию для достижения этой цели…»

Завершилась война, большая часть мужского населения Чупы не вернулась с фронта и опять женщинам и подросткам пришлось осваивать взрослые мужские профессии проходчиков, шахтеров, рыбаков, бульдозеристов, лесорубов и строителей. Страна восстанавливась, после войны и разоренная Чупа начала принимать следующую волну переселенцев из центральных регионов страны, возвращались эвакуированные. Нужен был лес, очень много леса и камня ведь больше половины страны лежало в руинах. На рубеже 40 –х 50-х годов был дан новый старт развития Чупы. Страна стала вкладывать средства в Чупинскую горную промышленность. И как обычно в то время на большие стройки пришли заключенные (дешевая и безропотная рабочая сила). С лагпункта «Белречлага» теперь уже центральная часть Чупы получила жутко убогое прозвище - «ЗОНА».

Николай, митрополит Ижевский и Удмуртский (Шкрумко Николай Яковлевич)
Дата рождения: 22 мая 1927 г. В своей биографии пишет: 
«…По окончании школы прислуживал в Вознесенском храме в родном селе. 22 марта 1948 года, в день памяти 40 мучеников Севастийских, направляясь в церковь на Богослужение, был арестован за религиозные убеждения , как сын репрессированных родителей и сослан на 8 лет в Карело-Финскую ССР. Отбывая этот срок, работал в леспромхозах (станция Энозеро, Печная Губа, станция Амбарная) и на слюдяных разработках (станция Чупа, рудник Вуат-Варовка). Освобожден досрочно в 1953 году…»

Журнал "Страна и мир", издаваемый Кронидом Любарским в Мюнхене, в N2/87 опубликовал карту урановых рудников, которая, как явствует из предисловия публикатора (Б.Комаров), доступна любому читателю библиотеки Конгресса США. За нескольк

Дата изменения информации: 04.10.2016 10:45

Поиск
Голосование
Ваш любимый цвет

Контакты

Администрация Чупинского городского поселения

  • 186670, РК, Лоухский р-н, п.Чупа, ул.Коргуева, д.7А
  • (81439) 3-12-56
  • (81439) 3-12-56
  • chupaspec4@yandex.ru

Связаться с разработчиком сайта