Чупинского городского поселения
- Администрация Чупинского городского поселения
- 186670, РК, Лоухский р-н, п.Чупа, ул.Коргуева, д.7А
- (81439) 3-12-56
- (81439) 3-12-56
- chupaspec4@yandex.ru
Чупа нового времениКак мы уже узнали из предыдущего раздела (Чупа средневековая) , старая Чупа на рубеже 16- го – 17 –го веков, находившаяся у ручья Средний в вершине Чупинской губы Кандалакшского залива Белого моря, после Басаргина Правежа и череды финско - русско-шведских войн , пришла в запустение и по всей видимости , в связи , с отсутствием летописных и документальных упоминаний вовсе прекратила свое существование. До тех пор пока…. Пока в веке 20-м Российская империя не приняла решение о постройке «Мурманской железной дороги».
Мурманская железная дорога.
"Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соединении его рельсовым путем с внутренней Россией. Только так возможна надлежащим образом эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тогда служить для местного населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной деятельности.
В этой сложнейшей ситуации опять же впервые в практике отечественного железнодорожного строительства были разработаны смешанные и поэтапные схемы доставки грузов по принципу "море-река-трасса" с несколькими перегрузками или "море-трасса". Одновременно с прокладкой пути началось обустройство портов в нескольких узловых пунктах – в Сороке, Кеми, Кандалакше, Чупе и на Мурмане.
На южном участке от станции Сорока провели железнодорожную ветку к пристани на берег Сорокской бухты, куда могли подходить только небольшие суда с малой осадкой. Для приема морских судов от станции Сорока по берегу пришлось прокладывать ветку длиной в 6 верст до Раз-Наволока, где оборудовали морской порт с молом длиной около 250 сажен, эстакадой и кранами. В результате в местной бухте смогли швартоваться морские суда с осадкой до 16 футов (около 5 метров). В Кемском порту соорудили эстакаду, причалы и от станции Кемь протянули узкоколейку длиной около 9 верст до острова Попова, где затем разместили основные службы железной дороги8.
Мурман только значился конечной станцией трассы – в действительности он представлял собой голое место, где пришлось проектировать и строить новый город. Сам город, порт и непосредственно станцию – Романов-на-Мурмане (современный Мурманск) – заложили 21 сентября 1916 года. Под все это было отведено две тысячи квадратных десятин казенной земли10.
Привлечение вербованных рабочих, с которыми заключался контракт и которым оплачивался проезд до места работы, обходилось недешево. Поэтому руководство решило привлечь к работе военнопленных. Первую группу пленных – 8100 человек, в основном славянского происхождения – привезли из западносибирских концентрационных лагерей военнопленных в начале 1915 года на строительство линии Петрозаводск - Сорокская бухта. Во второй половине лета к ним добавились еще 2100 человек. Содержались они вполне сносно, жили в бараках и палатках, обеспечивались "климатической одеждой". "Полку военнопленных" заметно прибыло после весеннего наступления русских войск в 1916 году – на участок трассы Петрозаводск - Мурман поступил 25-тысячный "контингент" немцев и мадьяр. По мере завершения строительства отдельных участков наемных рабочих и военнопленных заменяли бойцами сводного батальона военного ведомства, состоящего из шести военно-рабочих рот. Они привлекались для обеспечения "срочных перевозок грузов чрезвычайного военного значения". С мая 1916 года трассу стали "обживать" два железнодорожных батальона, в обязанности которых входили уже чисто профессиональные функции – обеспечение службы временного движения, тяги, телеграфной связи, кондукторского надзора и тому подобное.
***
…И Мурманская железная дорога была построена в срок. После укладки последних рельсов в районе современной станции Энгозеро 3 ноября 1916 года по всей трассе открылось сквозное движение поездов. Однако законченным считался только первый этап работы: проложенный путь и сооруженные из дерева инженерные постройки числились в категории временных, и по проекту их следовало заменить капитальными. Вскоре на отдельных участках начались работы второго этапа. Сложный профиль дороги с обилием крутых поворотов, в два раза ограничивающий проектную скорость прохождения составов, приводился к стандарту магистрального пути: деревянные мосты заменяли стальными, каменными или железобетонными, оборудовались постоянные и запасные пункты водоснабжения, на крупных узловых станциях возводились депо и ремонтные мастерские, увеличивалось число станций. Уже к 1 марту 1917 года пропускная способность Мурмана увеличилась до 200, а
1.Государственный архив Архангельской области. Ф. 1, оп. 9, д. 587, л. 62.
Основываясь на этих данных годом основания Чупы можно считать 1916-й , точную дату можно было бы узнать в архивах РЖД.
Воспоминания. Тогда и начался новый этап развития старых Чупинских выселок. Поселок у железной дороги получил названия Чупа – станция, поселок у пристани на побережье Белого моря Чупа- пристань, их разделяло 4 км. Этап нового времени начался.
По данным Архангельского губернского продовольственного комитета, в ноябре 1918 года в Керетской волости Кемского уезда проживало 2356 жителей обоего пола. Плотность населения составляла на версту – 0,4 человека. Площадь села Кереть была 327,8 десятин земли, 139 дворов, жителей обоего пола 448 человек (Пулонгский – 26 десятин земли, 5 дворов, 31 житель), рабочего скота – 81, нерабочего скота – 938, одна школа, три кооператива, санитарный пункт, церковь, почтово-телеграфное отделение. 1922-й – 1930-й год , годы первого советского строительства , Чупа станция пополняется различными переселенцами желающими работать на железной дороге и предприятиях спутниках, в этот период в северную Карелию в большом количестве пребывают граждане Финляндии , опрометчиво поверившие в строительство новой жизни в революционной России и создание «Красной Финской республики», украинцы, белорусы, жители центральных областей России, бывшие вербованные строители ж.д. дороги - китайцы, знали бы они какой Молох потрясений их ждет…. Уже в конце 20-х годов Чупа становится местом ссылки и заключения, в поселке Чупа – Пристань образуется лагпункт подчиненный, УСЛОН (Управлению Соловецкими лагерями особого назначения). Другой лагерь , как это не парадоксально, находился в конце Чупинского залива у ручья Средний, место нахождения Чупинских выселок (Средневековой Чупы) разоренной в 16-м веке и по всей видимости прекратившей свое существование по запустению. Рядом с тем местом, где согласно исследованиям игумена Митрофана Боданина , в конце 16-го века, нашел свое последнее земное пристанище покровитель моряков и рыбаков Преподобный Варлаам Керетский. В последствии причисленный к лику Святых, новомученник Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), епископ Ковровский родился 2 июля 1887 года в с.Царевка , пишет в своих воспоминаниях:
«….За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским — 3 года Соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма — май 1927 г. Соловецкие лагеря — Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож.
Горькие слова, но именно так начиналась Советская Чупа.
А в это же время так же организовывался рыбколхоз, расширился леспромхоз, по лесам ходили партии геологов, разведывая залежи пегматитов и слюды, расширялась железная дорога, появляется школа. Чупа строит социализм и модернизирует железную дорогу. 1935 год.10 лет Карело-Финской АССР.
И тут же совсем скоро в 1937 . «…Пирогов Василий Павлович, 1905 г. р., место рождения: г. Шом-си, Китай, китаец, беспартийный, бухгалтер. Проживал в д. Чупа Лоухского района. Арестован 15.12.1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР от 27.01.1938 г. осужден по ст. 58-6-9-10. Расстрелян 09.02.1938 г. в окрестностях г. Петрозаводск. Реабилитирован Верховным Судом СССР 24.02.1959 г.» - какими путями привело в Чупу в 10 лет на стройку Мурманской железной дороги Василия Павловича, в последствии в 23 года скромного Китайского бухгалтера с подозрительно не китайской метрикой из города Шом-Си, что бы сгинуть в Карельской тайге как японскому шпиону. Весь Чупинский мартитолог составляет более 70-ти человек, Керетский более 50-ти , это только 1937 – 1938 годы, получается что, каждый 15-й житель Чупы был расстрелян , а в последствии реабилитирован. А другие года? Жуткая спираль репрессий ломки человеческих судеб. В этом горне плавились и ломались судьбы всех наций без разбора. Русских, белорусов, украинцев, поморов, карелов, финнов и многих других. А впереди была Финская военная компания и Великая отечественная война. Лагеря продолжали работать, только подчинение было Белбалтлагу, все силы были и энергия брошены на обеспечение работы Беломоро-Балтийского канала и фарфоровой промышленности, стране развивающей энергетику по плану ГОЭЛРО нужны были хорошие электроизоляторы и лес. 1941-й Война. Наступление на Кестеньгском направлении эсесовской дивизии «Эдельвейс» стремящейся перерезать тонкую нитку теперь уже Кировской железной дороги было остановлено в нескольких километрах от Лоух и Чупы. Заключенных, как не благонадежных перевели в центральные области нашей необъятной страны и судьба многих из них неизвестна. А все старинные карельские деревни находящиеся между Белым морем и Финской границей были выжжены отступающими частями Красной армии, чтобы лишить врага опорных баз, население эвакуировали в Чупу. В этот период Чупа – Пристань, и Чупа – Станция (тогда еще разные поселки) оказались практически на передовой и жители отдавали все силы на помощь фронту. Мужчины ушли на фронт, а в забои шахт, за руль судов и в рыболовецкие артели встали женщины и дети. О войне из первых уст Мы можем узнать из чудом сохранившихся комментариев к фотоальбому безвестного автора (по всей видимости старшего школьника в тот период) в честь семилетки 50-х годов.
«…В 1941 году началась Великая Отечественная война. Враги не оставили в стороне и нашу Карелию. Но в Чупу они не прорвались. В начале войны население было эвакуировано в Архангельскую область. Эвакуация проходила в ноябре месяце. Завершилась война, большая часть мужского населения Чупы не вернулась с фронта и опять женщинам и подросткам пришлось осваивать взрослые мужские профессии проходчиков, шахтеров, рыбаков, бульдозеристов, лесорубов и строителей. Страна восстанавливась, после войны и разоренная Чупа начала принимать следующую волну переселенцев из центральных регионов страны, возвращались эвакуированные. Нужен был лес, очень много леса и камня ведь больше половины страны лежало в руинах. На рубеже 40 –х 50-х годов был дан новый старт развития Чупы. Страна стала вкладывать средства в Чупинскую горную промышленность. И как обычно в то время на большие стройки пришли заключенные (дешевая и безропотная рабочая сила). С лагпункта «Белречлага» теперь уже центральная часть Чупы получила жутко убогое прозвище - «ЗОНА».
Николай, митрополит Ижевский и Удмуртский (Шкрумко Николай Яковлевич) Журнал "Страна и мир", издаваемый Кронидом Любарским в Мюнхене, в N2/87 опубликовал карту урановых рудников, которая, как явствует из предисловия публикатора (Б.Комаров), доступна любому читателю библиотеки Конгресса США. За нескольк Дата изменения информации: 04.10.2016 10:45 |